exhibition

HYDRA

Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности

10 September – 15 January, everyday
HYDRA

Масштабная выставка на тему экологии: впечатляющие инсталляции современных российских и зарубежных художников, работающих в области мультимедийного искусства и art&science.

Hydra — это вода, субстанция в которой, зародилось всё живое, наиболее актуальная для Петербурга стихия, и мифическое чудище, у которого на месте отрубленных голов вырастают новые.

Выставка даёт возможность по-новому взглянуть на актуальные экологические проблемы, без попыток вселить панику. Это более глубокое и сильное переживание ситуации с помощью путешествия по пространственным инсталляциям, воздействующим на визуальные, звуковые и тактильные ощущения

Искусство иначе ставит сложные вопросы. Нуждается ли в нашей заботе планета в целом или та экосистема, в которой живёт человек? Как меняется наше понимание природы с развитием технологий?  Природа на планете существовала до нас и будет существовать после нас в новом виде, отрастив “новые головы” вместо уничтоженных человеком, но понравятся ли эти “головы” нам и сможем ли мы с ними жить?

Кураторы выставки: Ольга Вад, Лидия Гуменюк

В выставке участвуют:

Light Society (CA)

Whispers

Инсталляция и тридцатиминутное шоу, позволяющее посетителю погрузиться в стихию моря, ощутить на себе силу ветра и мощный звук, напоминающий разбивающиеся о берег волны. Проект не только предлагает пережить интенсивное физическое переживание с искусственной стихией, но и задуматься над проблемой пластика в мировом океане.

Light Society – это совместный проект Алии Орр и Сакчина Бессетта, исследующих пересечение искусства, науки и мистики. Их экспериментальные проекты, включающие скульптуру, инсталляции, видео и перформансы, направлены на создание ситуаций, в которых зрители сталкиваются с измененными состояниями восприятия и магией повседневности. Бессетт, соучредитель и креативный директор Moment Factory, создает крупномасштабные паблик-арт проекты и мультимедийные инсталляции. Орр работает с разными медиа, а в последнее время много экспериментирует со светом как средством трансформационного опыта.

Memo Akten (UK)

Deep Meditations

Масштабная аудиовизуальная инсталляция, посвященная субъективному восприятию природных явлений, их связи с человеческими ритуалами и тому, можем ли мы научить машинный интеллект субъективным человеческим концепциям. Медитативно и непрерывно развивающиеся изображения на экране и звуки инсталляции генерятся воображением двух глубоких нейронных сетей. Одна была обучена на сотнях тысяч изображений из Flickr разных элементов Вселенной. Другая – на базе часов религиозных и духовных песнопений, взятых с YouTube.

Мемо Актен – художник, инженер и computer scientist. Он работает в таких областях и с такими темами, как биологический и искусственный интеллект, вычислительное творчество, сознание, нейробиология, фундаментальная физика, ритуалы и религия. Недавно он получил докторскую степень в Лондонском университете Голдсмитса в области искусственного интеллекта. Актен получил приз Ars Electronica Golden Nica за свою работу Forms в 2013 году. Он также сотрудничал с такими знаменитостями, как Ленни Кравиц, U2, Depeche Mode и профессором Ричардом Докинзом.

Martin Baraga (SI)

Sun Calendar

В рамках проекта HYDRA на набережной Севкабель Порта появится паблик-арт объект словенского художника Мартина Брицеля Бараги «Солнечный календарь». Это эффектный металлический монумент, установленный на берегу Большой Невы так, чтобы в него можно было «ловить» заходящее солнце. В разное время года солнце оказывается внутри инсталляции под разным углом нахождения от смотрящего – и из этих точек собирается солнечный календарь.

Мартин Брицель Барага – медиа-художник и куратор, создает интерактивные работы и скульптуры, исследующие отношения между окружающей средой, природой, технологиями и людьми. Часто масштабные, его проекты можно увидеть в общественных местах и в необычных архитектурных контекстах. Звук и свет являются важными компонентами его работ. Он является директором MoTA, Музея переходного искусства, и основателем фестиваля SONICA в Любляне, Словения.

Marco Barotti (DE/IT)

Clams

В природе моллюски являются детекторами загрязнения воды и, по сути, служат системами фильтрации. Инсталляция Clams – это коллекция кинетических звуковых скульптур, которые преобразуют данные с датчиков качества воды в звуки и движения. Каждый «моллюск» создан из переработанного пластика и содержит динамик. Непрерывно развивающийся микротональный звуковой ландшафт придает каждой скульптуре легкую динамику движений – они плавно открываются и закрываются. Датчик качества воды будет расположен в акватории Севкабель Порта, а саундскейп инсталляции будет основан на данных о чистоте воды в Большой Неве.

Марко Баротти — медиахудожник, работающий со звуком и визуальным искусством, исследует возможности кинетических звуковых интервенций в природную и городскую среду. Его инсталляции обычно служат метафорой антропогенного воздействия на планету и призваны знакомить с проблемами окружающей среды.

Maotik (FR)

Flow

Интерактивная инсталляция, благодаря которой зритель буквально оказывается в центре мирового океана. Информация о силе ветра, влажности воздуха и высоте волн из самых разных точек Земли передается в режиме реального времени в выставочное пространство, которое на некоторое время может превратиться в Средиземное море рядом с Испанией или Финский залив в районе Петербурга.

Матье Ле Сур, более известный как Maotik, – французский цифровой художник, один из самых титулованных и узнаваемых в мире. Он специализируется на создании иммерсивных и интерактивных инсталляций, аудиовизуальных перформансов и полнокупольных проекций. Его работы были представлены на различных фестивалях и в институциях по всему миру, таких как фестиваль Mutek, Signal Festival в Праге, Британский институт кино в Лондоне, фестиваль Ars Electronica в Линце, Музей науки Miraikan в Токио и многих других.

Recycle Group (RU)

Искусственная грязь

Инсталляция представляет собой искусственное покрытие со следами человека на грязи, воспроизведенное из гидро-изоляционной пленки вторичного использования. На выставке HYDRA инсталляция будет представлять собой узкий коридор. Когда зритель идет по коридору, поверхность движется посредством надувания воздуха турбинами. Художники старались создать ощущение пустоты и нематериальности пространства под ногами, создав оболочку для такого природного элемента как грязь, и дать почувствовать симуляцию физического мира глазами машины.

Recycle Group была основана Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым в 2006 году. В 2017 году Recycle Group представляли Россию на 57-й Венецианской биеннале. В июне 2017 года открылась персональная выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а в 2020 – в петербургском Манеже. В своих произведениях используют переработанные образы и материалы, сталкивая на первый взгляд несовместимые темы: классику и современность, западные традиции и российские реалии. Недавно они стали исследовать вопросы человеческого и машинного видения.

Rimini Protokoll (DE)

win > < win

В сотрудничестве с морскими биологами и экологами Rimini Protokoll создали интерактивный спектакль, предлагающую по-новому взглянуть на влияние человека на планету. Медузы существуют почти 670 миллионов лет, и почти все, что наносит вред нашей экосистеме, приносит им пользу: чрезмерный вылов и пластик снижают количество хищников, а постоянно повышающаяся температура воды продлевает у медуз период размножения. Массовые нашествия медуз угрожают уничтожить рыбные популяции и способны парализовать работу атомной электростанции. Больше ли шансов у медуз адаптироваться к меняющимся условиям, чем у человека? Могут ли они остаться одними из последних выживших существ на Земле? И можно ли найти такую стратегию сосуществования, от которой все останутся в выигрыше?

Коллектив Rimini Protokoll – одна из самых востребованных театральных команд в мире, заявила о себе в начале нулевых, работает в жанре документального театра. Этот коллектив, основанный Даниэлем Ветцелем, Штефаном Кэги и Хельгард Хауг, исследует реальную жизнь на стыке искусства и социального расследования, фикции и новостной хроники. Среди их проектов – нашумевших в России интерактивный спектакль Remote Moscow.

Робертина Шебьянич, Гьино Шутич (SI/HR)

aqua_forensic

Проект посвящен исследованию химического загрязнения водной среды, которое возникает из-за потребления человеком огромного количества фармацевтических препаратов, и тому, как это становятся угрозой для водных обитателей. На голографических экранах демонстрируется эксперимент in vitro, во время которого в растворе фармацевтических препаратов в 20 000 раз более слабом, чем средняя доза для человека, гибнут морские микроорганизмы.

Робертина Шебьянич — художница и исследовательница. Ее проекты фокусируются на анализе культурных, биополитических и экологических реалий водных экосистем, а также на том, какие вызовы эпоха Антропоцена ставит перед водной средой. Гьино Шутич – биотехнолог, художник и преподаватель. Он является основателем и директором Универсального исследовательского института в Загребе, Хорватия, и Gen0 Industries, и проводит исследования в таких областях, как биотехнологии, биоэлектроника, экспериментальная электроника, экологическая инженерии, совмещая это с экспериментами в био-арте, цифровом и гибридном искусстве. В своей работе много обращается к гражданской науке и DIY биохакингу.

Tundra (RU)

The Day We Left Field

Инсталляция The Day We Left Field — интервенция природы в городское пространство и приглашение посмотреть на привычные вещи под непривычным углом. Под потолком парит луг, травинки которого колышутся в облаке звуковых и визуальных эффектов.

Проекты Tundra — это эксперименты со свето-звуковыми образами и попытка погрузить зрителя в необычную среду. Звук и свет создают уникальное пространство, позволяющее испытать опыт, схожий с восприятием природных явлений и получить новые эмоции.

Universal Everything (UK)

Nature Always Wins

«Природа всегда побеждает» — это серия бесконечно зацикленных видео, где взгляд скользит по городским пейзажам, захваченным дикой природой. Проект был вдохновлен возродившимся в некоторых частях света буйством природы, произошедшим
в период пандемии и самоизоляции, и представляет еще один вариант потенциальной «новой нормы».

Universal Everything – это международный коллектив цифровых художников, дизайнеров и исследователей, основанный в 2004 году Мэттом Пайком. Сотрудничают с ведущими культурными институциями и брендами, разрабатывая видео-арт и иммерсивные инсталляции. Темы их работ часто связаны с архитектурой модернизма, природным пейзажами, антропоморфизмом и исследованием движений человека. В 2019 году в издательстве Unit Editions вышла монография, посвященная коллективу.

Jana Winderen (NO)

Listening Through the Dead Zones

Новая аудиоинсталляция художницы, посвященная исследованию акустической экологии Балтийского моря, одного из самых загрязненных водоемов планеты. Премьера проекта произойдет в августе 2021 года в Хельсинки, а после проект будет показан в рамках выставки HYDRA.

Яна Виндерен — художница, в чьей практике особое внимание уделяется звуковой среде и существам, к которым людям трудно получить доступ: они живут глубоко под водой, во льду или коммуницируют в частотных диапазонах, не слышимых человеческим ухом. Она создает локальные и пространственные аудио инсталляции и концерты, которые в разное время выставлялись на таких площадках как ArtBasel и MoMA. В 2011 году она выиграла Золотую Нику премии Ars Electronica в области цифровой музыки и звукового искусства.

Виктор Поляков (RU)

Интерференция

В иммерсивной инсталляции, разработанной специально для HYDRA, визуальные эффекты созданы с помощью естественного медиума – света и воды, однако их взаимодействие нехарактерно для живой природы. Инсталляция состоит из нескольких резервуаров с водой, внутри которых волногененараторы создают концентрические волновые колебания, и системы света. Благодаря их взаимодействию на полу образуется световая проекция динамической водной поверхности.

Виктор Поляков работает в области светового минимализма и абстрактной скульптуры,
а также коммерческой и fine-art фотографии. В его объектах свет и движение являются ключевыми медиумами. Посредством оптических эффектов и новых технологий художник добивается трансформации восприятия пространства. Его паблик-арт проекты выставлялись в Новой Третьяковке и рамках фестиваля Lexus Hybrid Art.

Куда бегут собаки (RU)

Керосиновые хроники. Гриб

Робототехническая инсталляция, специально разработанная для выставки HYDRA, основана на исследованиях организмов, сопровождающих технологические революции человека – керосиновых грибах. Эти грибы живут внутри топливных баков, питаются авиационным керосином и способны привести к авиакатастрофе. От количества гриба в керосине меняется запах топлива, то есть выделяемые им молекулы. Художники используют этот факт, создавая управляемых грибами роботов, которые, следуя «запаху», откачивают друг у друга питательную среду. Проект рассматривает химическую или обонятельную коммуникацию как эволюционную стратегию для сосуществавания человека и машины.

Группа «Куда бегут собаки» образована в 2000 году в Екатеринбурге. Участники: Наталия Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева, Владислав Булатов. Художественная практика сосредоточена, в основном, в области технологического искусства и использует широкий спектр мультимедиа: видео, робототехника, гибридные инсталляции, перформанс и DIY. Группа объединяет инновационные визуальные методы с инструментами научных исследований и низко-технологичной эстетикой.

Синий суп (RU)

Гад

Последняя работа группы «Синий суп» – черно-белое зацикленное видео, на котором идет бесконечный серый дождь и неторопливо движется массивное существо, напоминающее дождевого червя. У зрителя появится возможность разобраться с собственными переживаниями и определить, что вызывает эта работа: чувство тревоги, ощущение хтони или странное очарование.

Группа «Синий суп» была создана в 1996 году Алексеем Добровым, Даниилом Лебедевым и Валерием Патконеном. В 2002 году к группе присоединился Александр Лобанов. Группа работает в области видеоарта и компьютерной анимации. Их персональные выставки проходили на таких площадках как галерея XL, Триумф, Stella Art Foundation и Манеж в Москве. Участвовали в групповых выставках в Государственной Третьяковской галерее, Музее Гараж, Фонде Екатерина, Art Unlimited/Art Basel, Art Basel Miami Beach, Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и многих других. Лауреаты инновации Инновации 2007
в номинации «Произведение визуального искусства».

Реализация выставки:

Агентство культурных проектов NADO, Севкабель Порт

Партнёры проекта: