Лекция

Архив лекторий'порт

Все сезоны культурно-образовательного проекта Севкабель Порта

Архив лекторий'порт

СЕЗОН КИНО

Как сломалось советское кино? Смерть и рождение отечественного кинематографа в 1990-х

21.10.2022

Как советская киноиндустрия пережила крах государственной системы в 1991-м и что имеют в виду историки кино, говоря о «перестроечном кинематографе»? Почему кино оставалось «перестроечным», даже когда перестройка уже завершилась? С чего началось восстановление отечественного кино? Все, что вы хотели знать о кино девяностых, но боялись спросить — от «Мордашки» до «Брата».

Лектор — Василий Степанов, кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс».

2010-е. Постимперский нарратив и другие голоса

28.10.2022

Как на фоне укрепления национального блокбастера возникают феномен якутского кино, мастерская Сокурова в Кабардино-Балкарской республике, а также самостийные региональные авторы — и как большой нарратив первого, предъявляющий массовому зрителю стройную систему ценностей, не бьётся со вторым.

Лектор — Никита Смирнов, кинокритик, мастер курса киноведения СПбГИКиТ.

Отечественная анимация — перестройка и пост-перестройка

29.10.2022

Разговор про анимацию перестройки и про то, что было после — до 2000-ого года. Взгляд на самые знаковые картины ярких режиссеров этого периода, обсуждение общих тенденций, как данный период вписывается в общую историко-художественную канву, а также об уникальности отечественной анимации как явления.

Лектор — Аля Мусина, киноведка, филологиня, ведущая киноклубов.

III Балабановские чтения

05.11.2022 — 06.11.2022

Центральная тема: «Искусство — зона травмы».

Кинематограф Алексея Балабанова — это зона дискомфорта и последней правды. Да, в его фильмографии есть несколько всенародно любимых хитов, но чаще для зрителя его кино чревато тревогой и травмой. Сегодня это очевидно как никогда прежде. Его ретро избавлено от комфорта ностальгии, а единственная комедия скорее пугает. Сейчас мы живем в зоне травмы, в мире, который фрагментирован — его осколки ранят. Изменился наш взгляд не только на страну, где мы живем и на самих себя, но и на фильмы, которые мы смотрели и любили. Но не в этом ли роль искусства — тревожить, вызывать дискомфорт, ранить и порой сводить с ума? Новый виток дискуссий о Балабанове посвящается кино тотального беспокойства и авторам, которые не боятся задеть зрителя за живое. Важное место среди них занимает и Балабанов.

Участники: Надежда Васильева, Александр Симонов, Сергей Астахов, Любовь Аркус, Сергей Дворцевой, Алена Солнцева, Юрий Сапрыкин, Василий Степанов, Владимир Мункуев.

О чем шептали «новые тихие». Российское кино 2000-х и начала 2010-х

09.11.2022

Что было в российском кино после 2000х. «Случайно и без манифестов оформившись в кинематографическое течение, «новые тихие» снимали о современной России, экранный образ которой ассоциировался с депрессией, распадом, тотальным недоверием людей друг другу и одиночеством. Удрученные и растерянные герои Бориса Хлебникова, Василия Сигарева, Бакура Бакурадзе, Дмитрия Мамулии и других режиссеров протаптывали новую эстетику российского кино: серость, бессобытийность, «скомканность» высказывания, как говорил сам Хлебников, стали доминировать в нем».

Лектор — Дарья Чернова, исследовательница кино, автор, редактор и координатор самиздата о кинематографе «К!».

Женские голоса в современном российском кино

12.11.2022

Феномен female gaze в российском кино. Женский взгляд и фемоптика — эти словосочетания становятся все больше известны современному зрителю. Женщины-режиссеры действительно видят и чувствуют мир иначе, и современное российское кино — не исключение, а скорее яркое подтверждение тому, что сильные женские голоса в мировой киноиндустрии звучат все громче. Кира Коваленко, Екатерина Селенкина, Наталья Кудряшова, Тамара Дондурей — о том, как эти и другие молодые и амбициозные женщины последние годы меняют ландшафт российского кино.

Лектор — Ксения Ильина, киножурналистка, шеф-редактор сайта «Искусства кино», куратор курса киножурналистики в Школе искусств и креативных индустрий ШИКИ; создательница Фестиваля невидимого кино в Петербурге.

Зачем смотреть русское документальное кино?

18.11.2022

Неигровое кино — отдельная территория со своими правилами, звездами и краеугольными камнями. Как эта территория устроена в нашем кино и кто ее формирует? Кем она населена, о чем размышляют эти люди, почему именно об этом и именно в таком виде? Картина российской документалистики: ее карта, ключевые точки, основные маршруты просмотра и размышлений. Действительно ли и всегда ли наше неигровое кино мрачное? Где и как в нашей документалистике находится место эксперименту, честности, смелости? Зачем смотреть такое кино сегодня, и почему именно неигровое кино, кажется, актуально как никогда прежде?

Лектор — Ольга Давыдова, исследовательница кино и фотографии, преподаватель факультета Свободных искусств и наук СПбГУ и СПБГИКиТ.

Показ фильмов-номинантов II фестиваль независимого молодежного кинематографа «Массштаб»

02.12.2022

Кинофестиваль предоставляет возможность зрителям прикоснуться к мероприятиям молодёжного искусства, а авторам представить свои работы.

Академия Современного искусства «Массштаб» — автономная некоммерческая организация, представляющая собой платформу для развития искусства и продвижения талантов в Санкт-Петербурге, посредством проведения культурно-массовых мероприятий.

Комикс «Брат 25»: история создания. Встреча с авторами Алексеем Замским и Романом Котковым.

10.12.2022

Рассказ авторов и редакторов издательства «Bubble» о своем опыте работы с наследием режиссера, презентация вышедшего в свет к юбилею фильма «Брат» комикса-сборника.

Цикл лекций по киноавангарду от лекторий’порт х образовательное пространство Doctrina et Nobiles

Лекция «КИНО(и)АВАНГАРД — зарождение, направления, теория»

13.12.2022

Рассказ о причинах и обстоятельствах возникновения кино-авангарда, рассмотрение его основных направлений и конфликтов.

Лектор — Евгений Майзель, кинокритик, редактор журналов «Искусство кино» и «Кинема», лектор Санкт-Петербургской Школы Нового кино.

Лекция «РАСШИРЕННОЕ КИНО — авангард второй половины XX века»

14.12.2022

Остановка на пёстрой панораме «послевоенного киноавангарда» и на смежном с авангардом явлении, получившем название expanded cinema.

Лектор — Евгений Майзель, кинокритик, редактор журналов «Искусство кино» и «Кинема», лектор Санкт-Петербургской Школы Нового кино.

Лекция «АВАНГАРД СЕГОДНЯ — экспериментальное кино XXI века»

15.12.2022

Разговор о современной эпохе и экспериментальном кинематографе, эстетически наследующим авангардные практики прошлых лет.

Лектор — Евгений Майзель, кинокритик, редактор журналов «Искусство кино» и «Кинема», лектор Санкт-Петербургской Школы Нового кино.

Музыка в Замке

Концерт Сергея Летова (саксофон) и Аркадия Марто (фортепиано/электроника) и показ фильма «Замок»

10.01.2023

Концерт-исполнение музыки Сергея Курехина к фильму Алексея Балабанова «Замок» по одноименному роману Франца Кафки.

Свое прочтение психоделически-парадоксального саундтрека предлагают саксофонист Сергей Летов и электронный музыкант Аркадий Марто. В сопровождении фильма.

Цикл встреч «Изображая жертву: зачем смотреть боевики сегодня?»

Цикл о кино «Изображая жертву: зачем смотреть боевики сегодня?» — это совместный проект самиздата о кино «К!» и кинопрокатной компании Про:взгляд в лекторий’порт с просмотром фильмов и обсуждением особенностей репрезентации мировых коллапсов, а также законов жанра боевик/экшн.

Катаклизмы, экологические проблемы, угроза ядерной войны и другие проблемы человечества часто отражаются в мировом кинематографе. Режиссеры, снимая подобные фильмы, затрагивают темы разрушения, социальных катастроф, жизни после конца. Интересно, что чаще всего эти идеи обретают форму именно в жанре боевика/экшена. Мы задались вопросом: почему это самая репрезентативная модель? Как кассовые фильмы осмысляют и доносят эти проблемы до широкой публики?

Лекция и показ «Куда мы катимся: разрушение и цикличность в фильме Пон Джун Хо «Сквозь снег» — смотрим и обсуждаем кино в лекторий'порт»

11.02.2023

После экологической катастрофы на земле остается только одна форма жизни: поезд, курсирующий по бесконечной дороге вокруг планеты, когда-то изобретенный технократом-капиталистом. В нем существуют четкая иерархия: в начале вагона — богатые и успешные, в конце — все остальные. Как Пон Джун Хо, задолго до «Паразитов», рефлексировал над темой социального неравенства? Как он отразил в своем «голливудском» боевике вопросы о научном прогрессе и тоталитаризме? Просмотр фильма «Сквозь снег» (2013) корейского режиссера и обсуждение его антитехницистской интонации.

Лектор — Ирина Ломакина, самиздат о кино «К!».

Лекция и показ «Тридесятое царство в зомби-хорроре «Поезд в Пусан» — смотрим и обсуждаем кино в лекторий'порт»

18.02.2023

Мир поменяет свой привычный облик как только тронется поезд. Теперь мертвые восстанут в желании утолить свой голод. Главному герою с маленькой дочерью на руках придется пробиваться сквозь толпы зомби и одновременно с этим — побеждать собственные страхи. Однако, в «Поезде в Пусан» — скоростном и технологичном зомби-хорроре — можно усмотреть признаки и другого, более древнего сюжета. Стоит только приглядеться к персонажам и жанровым клише, и связь фильма с волшебной сказкой будет становиться все отчетливее.

Лектор — Никита Лопатин, самиздат о кино «К!».

СЕЗОН УРБАНИСТИКИ

Лекция «Общественные пространства»

19.11.2022

В рамках дней Urban Culture ИТМО в лекторий’порт. Рассказ о важных принципах развития общественных пространств и кейсы о преобразовании городской среды в нашем регионе.

Общественные пространства находятся в процессе постоянного развития, являясь точкой притяжения городских жителей, и наш лектор, успешно реализующая проекты в Гатчине, делится опытом их создания изнутри.

Лектор — Елизавета Гречухина, главный архитектор регионального отделения компании А101 по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

СЕЗОН ФОТОГРАФИИ

Значимые фотографии и их роль в истории человечества

03.12.2022

Со времени изобретения фотографии прошло почти двести лет. Какие снимки, сделанные за это время оказали огромное влияние на человечество и почему? О знаковых фотографиях 19, 20 и 21 века, о том, кто их сделал и какие истории стоят за ними.

Лектор — Александр Беленький, старший преподаватель Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПБГУ, фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ», «New York Times», «Sunday times».

Цикл лекций «В последствии заметно разнообразие» от лекторий’порт х ФотоДепартамент

Лекция «Абстракции повседневной жизни»

17.12.2022

Диалог-перформанс фотографов в поисках тезисов на фоне красоты из повседневности. Живем ли мы теперь в мире без любви и родины? Или эти слова — наша родовая травма, которая требует выхода и говорения, но о которых мы не хотим говорить. Почему? Разговор о разрыве, о той серьезной осмысляющей практике искусства, которая уже не может избегать говорить о самом важном.

Лекторы — Дарья Вострякова и Денис Шулепов.

Лекция «Горизонт фотографии. Где мы сейчас и какие перспективы?»

18.12.2022

О развитии фотографа в художника, о желании признания и иллюзиях на этом пути, о предубеждениях, мифах и разъединяющих представлениях о современной фотографии, которые не дают любому, даже любителю, перейти от уровня наслаждения эстетикой или процессом съемки к фотографии как средству говорить и видеть.

Лектор — Надя Шереметова, куратор, исследователь фотографии, директор ФотоДепартамента и образовательной онлайн-платформы Проекция, галерист в экспериментальных форматах и инициатор изменений в арт-среде.

Лекция «Коллективный ландшафт: фотография как способ посмотреть на себя»

22.12.2022

В трудные времена спасения ищут в искусстве, но как и чем оно помогает — артикулируется не многими. Почему фотография вообще — искусство и какую «помощь» следует от неё ждать? Обсуждение российских проектов о коллективном, того, что есть «мы» и что же такое эта пресловутая национальная идентичность, как нам с нею жить.

Лектор — Мария Шаронова, независимый исследователь, куратор. Куратор фестиваля экологического искусства «OTHERsiders», участник конферении «Современные методы изучения культуры — XIV».

Воркшоп «Фотографии из твоего телефона»

24.12.2022

Личный разговор с глазу на глаз о случайных (или нет?) моментах вашей повседневной жизни, селфи, фотографиях на память, удачных или даже “недавно удаленных” снимков. Фотографии станут местом и поводом говорить о мире вокруг, размышлять о том, что мы понимаем под художественной ценностью и том, что стоит за желанием фиксировать жизнь.

Лектор — Алина Белишкина, педагог и художница.

Лекция «Умри — замри — воскресни. О феномене и стратегиях постправды»

24.12.2022

Современный мир художественным взглядом. Рассмотрение таких методов, как умолчание, маскировка и деструкция, и анализ механизма их работы в широком поле визуальных искусств. Главный вопрос — это не «почему скрываются факты», а «как»?

Лектор — Нэля Рублева.

Лекция «Ирина Задорожная. Спектакль нарративного знания. Сентиментальность для Джесс»

24.12.2022

Ирина Задорожная о своей философии, истоках и процессах проекта. Режиссировать симуляции, принуждая ничто к обращению в нечто, по пути выясняя пределы контроля, сидя в ожидании опустошителя, состоящего в воображаемой партии, надеясь на беспредел вещей, который, вдруг, успеет пресечь Превращение.

Лектор — Ирина Задорожная, междисциплинарный художник, чья практика включает в себя компьютерную графику, анимацию, пространственную визуализацию, видео и фотографию. Ее эксперименты апеллируют к возможному взаимодействию между реальным, виртуальным и гипотетическим.

IT УИКЕНД

Как топ-менеджеры Delivery Club работали курьерами в Краснодаре

27.01.2023

Телемост с Артемом Чинаковым о том, как «топы» Delivery Club слетали в Краснодар и сами поработали там курьерами, посмотрев на систему доставки изнутри.

Лектор — Артем Чинаков, экс-руководитель направления доставки несетевых ресторанов в «Delivery Club».

Какие персональные данные доступны рекламодателям и слушают ли нас айфоны?

27.01.2023

Телемост с Евгенией Глейзер о том, в безопасности ли наша личная информация. Как так получается, что мы видим рекламу тех предметов, о которых говорили пару часов назад? За нами следят? А что им уже известно?

Лектор — Евгения Глейзер, аналитик доходности в «Iponweb».

Почему искусственный интеллект еще не забрал вашу работу и когда все-таки заберет?

28.01.2023

Телемост с Глебом Белогорцевым о том, что умеет искусственный интеллект, какие профессии уже отмирают, а каким ничего не угрожает. За какими новостями нужно следить, чтобы планировать свою карьеру на ближайшие годы?

Лектор — Глеб Белогорцев, руководитель аналитики в Avito.

На что способен голосовой помощник в вашем автомобиле

28.01.2023

Телемост с Ильей Субботиным обо всём, что связано с голосовыми помощниками, картами, человекомашинными интерфейсами в машинах. Разговор об особенностях голосовой навигации или преимуществах доступа картографического приложения к параметрам автомобиля (то куда Apple пытаются двигаться).

Лектор — Илья Субботин, product lead в Arrival.

Как агрегаторы такси следят за безопасностью пассажиров и водителей

28.01.2023

Телемост с Ольгой Ивановой о безопасности водителей и пассажиров в сервисах такси. На что способна служба поддержки, чтобы не потерять клиента?

Лектор — Ольга Иванова, экс-директор по клиентскому опыту в Ситимобил.

Что такое язык программирования Python, о котором все говорят? И чем занимается Python-разработчик? Пишем свою первую программу

28.01.2023

Телемост с Аязом Салиховым о языке программирования Python. Почему его часто выбирают как первый язык программирования? Где его используют? Как устроен базовый синтаксис языка и как писать на нём простые программы?

Лектор — Аяз Салихов, Software Engineer в Jupyter.

Карьера в IT: как готовиться к собеседованиям на продуктовую позицию

29.01.2023

Телемост с Анастасией Губиной. Опыт, прикладные советы и главные секреты попадания в IT.

Лектор — Анастася Губина, продакт-менеджером в Иви.

Как эффективно учиться онлайн

29.01.2023

Телемост со Светланой Зуевой. Онлайн обучение стало уже нашей реальностью, многие используют цифровые курсы, как инструмент профессионального развития, но как сделать так, чтобы оно было эффективным? Обсуждение практических советов о поиске мотивации, повышении продуктивности и фокусировании на важном.

Лектор — Светлана Зуева, EdTech-эксперт.

Мы варим крафтовое пиво в офисе, чтобы хантить лучших сотрудников. Антон Колесник — о том, как маркетинг работает в HR

29.01.2023

Телемост с Антоном Колесником. «Есть история про то, как мы хайринг-маркетинг делали на белых воротничков (разработка и прочее). Тут проблематика: мало где в компаниях маркетинг в принципе используется в найме, почти никто ни аналитику не делает, ни сайты нормальные не пилит, ни воронку не улучшает, ни перформанс и перфлюенс не использует. Мы это все поменяли в финтехе. Сделали шикарную промку: https://fintech.yandex.ru/ С очень простым входом в контакт с рекрутером, просто каптчу с приколом, который только инженеры понимают…».

Лектор — Антон Колесник, директор по маркетингу в Yandex Fintech.

ChatGPT, аватарки от Prequel и многое другое: что происходит в сфере искусственного интеллекта прямо сейчас

29.01.2023

Телемост с Вадимом Чистяковым о главных достижениях нейросетей в 2022, о том, как они будут удивлять нас в будущем, и можно ли использовать искусственный интеллект в повседневной жизни.

Лектор — Вадим Чистяков, iOS-разработчик в компании Prequel.

СЕЗОН МУЗЫКИ

Цикл лекций по музыкальному андеграунду от лекторий’порт х Imaginary friends orchestra

Лекция «Энциклопедия андеграунда: dark-jazz»

04.02.2023

Рассказ о том, как появился жанр дарк-джаза, кто его делает, и при чем здесь кино. Полное погружение: прослушивание исполнителей и просмотр отрывков из фильмов.

Главное украшение вечера — лайв от ребят. Изучение дарк-джаза по всем правилам: от теории до практики.

СЕЗОН ИСКУССТВА

Открытия Шампольона на фоне египтомании

17.02.2023

Лекция приурочена к эрмитажной временной выставке «Египтомания», отмечающей 200-летний юбилей дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном. Показ широкого исторического и культурного фона, на котором формировался интерес к Древнему Египту, приведший в 1822 году к прорыву французского исследователя. Рассказ о влиянии египетского стиля на «прикладные художества» и архитектуру Петербурга.

Лектор — Николаев Андрей Николаевич, заместитель заведующего Отделом Востока Эрмитажа.