Выставка завершилась
HYDRA. Искусство новых медиа в контексте эко-тревожности
Масштабный выставочный проект, позволяющий по-новому взглянуть на экологическую повестку: впечатляющие инсталляции современных российских и международных художников, работающих в области мультимедийного искусства и art&science.
Главная метафора выставки, вынесенная в название проекта — Гидра: это и вода, стихия наиболее близкая Петербургу, и мифическое существо, у которого на месте срубленных голов вырастают новые. Выставка рассматривает экологические проблемы, связанные с водой, в контексте художественных высказываний, и то, как человек влияет на эти изменения.
Британский философ Тимоти Мортон пишет, что концепция природы, возможно, самая опасная идея, созданная человеком, поскольку она отделяет людей от всех остальных явлений на планете в отдельную замкнутую категорию. Лозунгами экологии должны быть не стыдящие призывы спасти планету или «природу» (ведь многие живые организмы жили до нас и, вероятно, смогут пережить даже ядерную зиму), а призыв сохранить условия, при которых может продолжать выживать та экосистема, в которую входит человек.
Мы обращаемся к современному искусству, чтобы обсудить этические и философские проблемы, связанные с экологической повесткой, и предлагаем посетителям самим сформулировать новые вопросы к этой области.
Кураторы выставки: Ольга Вад, Лидия Гуменюк, Юлия Логинова ()
В выставке участвуют:
Memo Akten (UK)
Deep Meditations
Масштабная аудиовизуальная инсталляция, посвященная субъективному восприятию природных явлений, их связи с человеческими ритуалами и тому, можем ли мы научить машинный интеллект субъективным человеческим концепциям. Медитативно и непрерывно развивающиеся изображения на экране и звуки инсталляции генерятся воображением двух глубоких нейронных сетей. Одна была обучена на сотнях тысяч изображений из Flickr разных элементов Вселенной. Другая – на базе часов религиозных и духовных песнопений, взятых с YouTube.
Мемо Актен – художник, инженер и computer scientist. Он работает в таких областях и с такими темами, как биологический и искусственный интеллект, вычислительное творчество, сознание, нейробиология, фундаментальная физика, ритуалы и религия. Недавно он получил докторскую степень в Лондонском университете Голдсмитса в области искусственного интеллекта. Актен получил приз Ars Electronica Golden Nica за свою работу Forms в 2013 году. Он также сотрудничал с такими знаменитостями, как Ленни Кравиц, U2, Depeche Mode и профессором Ричардом Докинзом.
Мероприятие проводится в рамках программы UK – Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования посольства Великобритании в Москве.
Light Society (CA)
Whispers
Инсталляция и тридцатиминутное шоу, позволяющее посетителю погрузиться в стихию моря, ощутить на себе силу ветра и мощный звук, напоминающий разбивающиеся о берег волны. Проект не только предлагает пережить интенсивное физическое переживание с искусственной стихией, но и задуматься над проблемой пластика в мировом океане.
Light Society – это совместный проект Алии Орр и Сакчина Бессетта, исследующих пересечение искусства, науки и мистики. Их экспериментальные проекты, включающие скульптуру, инсталляции, видео и перформансы, направлены на создание ситуаций, в которых зрители сталкиваются с измененными состояниями восприятия и магией повседневности. Бессетт, соучредитель и креативный директор Moment Factory, создает крупномасштабные паблик-арт проекты и мультимедийные инсталляции. Орр работает с разными медиа, а в последнее время много экспериментирует со светом как средством трансформационного опыта.
Мартин Брицель Барага (SI)
Solocular — The Sun Calendar
В рамках проекта HYDRA на набережной Севкабель Порта появится паблик-арт объект словенского художника Мартина Брицеля Бараги «Солнечный календарь». Это эффектный металлический монумент, установленный на берегу Большой Невы так, чтобы в него можно было «ловить» заходящее солнце. В разное время года солнце оказывается внутри инсталляции под разным углом нахождения от смотрящего – и из этих точек собирается солнечный календарь.
Мартин Брицель Барага – медиа-художник и куратор, создает интерактивные работы и скульптуры, исследующие отношения между окружающей средой, природой, технологиями и людьми. Часто масштабные, его проекты можно увидеть в общественных местах и в необычных архитектурных контекстах. Звук и свет являются важными компонентами его работ. Он является директором MoTA, Музея переходного искусства, и основателем фестиваля SONICA в Любляне, Словения.
Проект откроется в октябре 2021 года.
Марко Баротти (IT)
Clams
В природе моллюски являются детекторами загрязнения воды и, по сути, служат системами фильтрации. Инсталляция Clams – это коллекция кинетических звуковых скульптур, которые преобразуют данные с датчиков качества воды в звуки и движения. Каждый «моллюск» создан из переработанного пластика и содержит динамик. Непрерывно развивающийся микротональный звуковой ландшафт придает каждой скульптуре легкую динамику движений – они плавно открываются и закрываются. Датчик качества воды будет расположен в акватории Севкабель Порта, а саундскейп инсталляции будет основан на данных о чистоте воды в Большой Неве.
Марко Баротти — медиахудожник, работающий со звуком и визуальным искусством, исследует возможности кинетических звуковых интервенций в природную и городскую среду. Его инсталляции обычно служат метафорой антропогенного воздействия на планету и призваны знакомить с проблемами окружающей среды.
Проект осуществляется при поддержке Европейской платформы медиаискусства (EMAP) и программы «Креативная Европа».
Maotik (FR)
Flow
Интерактивная инсталляция, благодаря которой зритель буквально оказывается в центре мирового океана. Информация о силе ветра, влажности воздуха и высоте волн из самых разных точек Земли передается в режиме реального времени в выставочное пространство, которое на некоторое время может превратиться в Средиземное море рядом с Испанией или Финский залив в районе Петербурга.
Матье Ле Сур, более известный как Maotik, – французский цифровой художник, один из самых титулованных и узнаваемых в мире. Он специализируется на создании иммерсивных и интерактивных инсталляций, аудиовизуальных перформансов и полнокупольных проекций. Его работы были представлены на различных фестивалях и в институциях по всему миру, таких как фестиваль Mutek, Signal Festival в Праге, Британский институт кино в Лондоне, фестиваль Ars Electronica в Линце, Музей науки Miraikan в Токио и многих других.
Проект осуществляется при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге.
Rimini Protokoll (DE)
win > < win
В сотрудничестве с морскими биологами и экологами Rimini Protokoll создали интерактивный спектакль, предлагающую по-новому взглянуть на влияние человека на планету. Медузы существуют почти 670 миллионов лет, и почти все, что наносит вред нашей экосистеме, приносит им пользу: чрезмерный вылов и пластик снижают количество хищников, а постоянно повышающаяся температура воды продлевает у медуз период размножения. Массовые нашествия медуз угрожают уничтожить рыбные популяции и способны парализовать работу атомной электростанции. Больше ли шансов у медуз адаптироваться к меняющимся условиям, чем у человека? Могут ли они остаться одними из последних выживших существ на Земле? И можно ли найти такую стратегию сосуществования, от которой все останутся в выигрыше?
Коллектив Rimini Protokoll – одна из самых востребованных театральных команд в мире, заявила о себе в начале нулевых, работает в жанре документального театра. Этот коллектив, основанный Даниэлем Ветцелем, Штефаном Кэги и Хельгард Хауг, исследует реальную жизнь на стыке искусства и социального расследования, фикции и новостной хроники. Среди их проектов – нашумевших в России интерактивный спектакль Remote Moscow.
Recycle Group (RU)
Искусственная грязь
Инсталляция представляет собой искусственное покрытие со следами человека на грязи, воспроизведенное из гидро-изоляционной пленки вторичного использования. На выставке HYDRA инсталляция будет представлять собой узкий коридор. Когда зритель идет по коридору, поверхность движется посредством надувания воздуха турбинами. Художники старались создать ощущение пустоты и нематериальности пространства под ногами, создав оболочку для такого природного элемента как грязь, и дать почувствовать симуляцию физического мира глазами машины.
Recycle Group была основана Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым в 2006 году. В 2017 году Recycle Group представляли Россию на 57-й Венецианской биеннале. В июне 2017 года открылась персональная выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина, а в 2020 – в петербургском Манеже. В своих произведениях используют переработанные образы и материалы, сталкивая на первый взгляд несовместимые темы: классику и современность, западные традиции и российские реалии. Недавно они стали исследовать вопросы человеческого и машинного видения.
Робертина Шебьянич, Гьино Шутич (SI/HR)
aqua_forensic
Проект посвящен исследованию химического загрязнения водной среды, которое возникает из-за потребления человеком огромного количества фармацевтических препаратов, и тому, как это становятся угрозой для водных обитателей. На голографических экранах демонстрируется эксперимент in vitro, во время которого в растворе фармацевтических препаратов в 20 000 раз более слабом, чем средняя доза для человека, гибнут морские микроорганизмы.
Робертина Шебьянич — художница и исследовательница. Ее проекты фокусируются на анализе культурных, биополитических и экологических реалий водных экосистем, а также на том, какие вызовы эпоха Антропоцена ставит перед водной средой. Гьино Шутич – биотехнолог, художник и преподаватель. Он является основателем и директором Универсального исследовательского института в Загребе, Хорватия, и Gen0 Industries, и проводит исследования в таких областях, как биотехнологии, биоэлектроника, экспериментальная электроника, экологическая инженерии, совмещая это с экспериментами в био-арте, цифровом и гибридном искусстве. В своей работе много обращается к гражданской науке и DIY биохакингу.
Проект осуществляется при поддержке Европейской платформы медиаискусства (EMAP) и программы «Креативная Европа».
Tundra (RU)
The Day We Left Field
Инсталляция The Day We Left Field — интервенция природы в городское пространство и приглашение посмотреть на привычные вещи под непривычным углом. Под потолком парит луг, травинки которого колышутся в облаке звуковых и визуальных эффектов.
Проекты Tundra — это эксперименты со свето-звуковыми образами и попытка погрузить зрителя в необычную среду. Звук и свет создают уникальное пространство, позволяющее испытать опыт, схожий с восприятием природных явлений и получить новые эмоции.
Universal Everything (UK)
Nature Always Wins
«Природа всегда побеждает» — это серия бесконечно зацикленных видео, где взгляд скользит по городским пейзажам, захваченным дикой природой. Проект был вдохновлен возродившимся в некоторых частях света буйством природы, произошедшим в период пандемии и самоизоляции, и представляет еще один вариант потенциальной «новой нормы».
Universal Everything – это международный коллектив цифровых художников, дизайнеров и исследователей, основанный в 2004 году Мэттом Пайком. Сотрудничают с ведущими культурными институциями и брендами, разрабатывая видео-арт и иммерсивные инсталляции. Темы их работ часто связаны с архитектурой модернизма, природным пейзажами, антропоморфизмом и исследованием движений человека. В 2019 году в издательстве Unit Editions вышла монография, посвященная коллективу.
Мероприятие проводится в рамках программы UK – Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования посольства Великобритании в Москве.
Яна Виндерен (NO)
Listening Through the Dead Zones
Новая аудиоинсталляция художницы посвящена исследованию того, как деятельность человека влияет на образование мертвых зон в Балтийском море, одном из самых загрязненных водоемов планеты. Саундскейп состоит из звуков разных видов млекопитающих, включая человека, а также различных видов рыб и ракообразных, населяющих водную среду в этом регионе.
Яна Виндерен — художница, в чьей практике особое внимание уделяется звуковой среде и существам, к которым людям трудно получить доступ: они живут глубоко под водой, во льду или коммуницируют в частотных диапазонах, не слышимых человеческим ухом. Она создает локальные и пространственные аудио инсталляции и концерты, которые в разное время выставлялись на таких площадках как ArtBasel и MoMA. В 2011 году она выиграла Золотую Нику премии Ars Electronica в области цифровой музыки и звукового искусства.
Проект реализован по заказу IHME Helsinki. IHME Helsinki поддерживается фондом-основателем Pro Arte Foundation Finland в сотрудничестве с Kone Foundation и Saastamoinen Foundation.
Виктор Поляков (RU)
Интерференция
В иммерсивной инсталляции, разработанной специально для HYDRA, визуальные эффекты созданы с помощью естественного медиума – света и воды, однако их взаимодействие нехарактерно для живой природы. Инсталляция состоит из нескольких резервуаров с водой, внутри которых волногененараторы создают концентрические волновые колебания, и системы света. Благодаря их взаимодействию на полу образуется световая проекция динамической водной поверхности.
Виктор Поляков работает в области светового минимализма и абстрактной скульптуры, а также коммерческой и fine-art фотографии. В его объектах свет и движение являются ключевыми медиумами. Посредством оптических эффектов и новых технологий художник добивается трансформации восприятия пространства. Его паблик-арт проекты выставлялись в Новой Третьяковке и рамках фестиваля Lexus Hybrid Art.
Куда бегут собаки (RU)
Керосиновые хроники. Гриб
Робототехническая инсталляция, специально разработанная для выставки HYDRA, основана на исследованиях организмов, сопровождающих технологические революции человека – керосиновых грибах. Эти грибы живут внутри топливных баков, питаются авиационным керосином и способны привести к авиакатастрофе. От количества гриба в керосине меняется запах топлива, то есть выделяемые им молекулы. Художники используют этот факт, создавая управляемых грибами роботов, которые, следуя «запаху», откачивают друг у друга питательную среду. Проект рассматривает химическую или обонятельную коммуникацию как эволюционную стратегию для сосуществавания человека и машины.
Группа «Куда бегут собаки» образована в 2000 году в Екатеринбурге. Участники: Наталия Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева, Владислав Булатов. Художественная практика сосредоточена, в основном, в области технологического искусства и использует широкий спектр мультимедиа: видео, робототехника, гибридные инсталляции, перформанс и DIY. Группа объединяет инновационные визуальные методы с инструментами научных исследований и низко-технологичной эстетикой.
Синий суп (RU)
Гад
Работа группы «Синий суп» – черно-белое зацикленное видео, на котором идет бесконечный серый дождь и неторопливо движется массивное существо, напоминающее дождевого червя. У зрителя появится возможность разобраться с собственными переживаниями и определить, что вызывает эта работа: чувство тревоги, ощущение хтони или странное очарование.
Группа «Синий суп» была создана в 1996 году Алексеем Добровым, Даниилом Лебедевым и Валерием Патконеном. В 2002 году к группе присоединился Александр Лобанов. Группа работает в области видеоарта и компьютерной анимации. Их персональные выставки проходили на таких площадках как галерея XL, Триумф, Stella Art Foundation и Манеж в Москве. Участвовали в групповых выставках в Государственной Третьяковской галерее, Музее Гараж, Фонде Екатерина, Art Unlimited/Art Basel, Art Basel Miami Beach, Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и многих других. Лауреаты инновации Инновации 2007 в номинации «Произведение визуального искусства».
Команда проекта:
- Реализация выставки: Севкабель Порт, Агентство культурных проектов NADO
- Кураторы выставки и публичной программы: Ольга Вад, Лидия Гуменюк
- Продюсер: Юлия Логинова
- Научный консультант: Юлия Кузнецова
- Менеджер проекта: Мария Басырова
- Архитектура: Александр Зиновьев, Ирина Шмелёва
- Графический дизайн: Мария Косарева
- Технический директор: Максим Харин
Партнёры проекта:
Мероприятие проводится в рамках программы UK – Russia Creative Bridge 2021-2022 при поддержке Отдела культуры и образования посольства Великобритании в Москве.